Вехи истории от митрополита Александра (Драбинко)

11 Вересня 2018 23:04
338
Митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) Митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко)

Что писал об украинской автокефалии и раскольниках будущий митрополит Александр (Драбинко) 16 лет назад.

Листая забытые книги... Александр Драбинко. «Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории)»

Книга является диссертацией на соискание ученой степени кандидата богословия, которая была защищена автором – выпускником Киевской духовной академии – в 2002 году:

«VI.4 Участие Константинопольского Патриархата в разрешении "украинского вопроса"

Вторая причина, в связи с которой актуализировался вопрос единства украинского Православия и автокефалии Украинской Церкви, была внутрицерковная. Ее двигателем стала возрастающая активность Константинопольского Патриарха Варфоломея в решении проблем мирового Православия. В 1995 г. он принимает в свою юрисдикцию УПЦ в США и УАПЦ в диаспоре. В том же году Константинополь "возобновил" свою юрисдикцию над Православной Автономной Апостольской Церковью Эстонии, находящуюся в юрисдикции РПЦ, чем спровоцировал разделение в Эстонской Церкви. Последнее антиканоническое действие Вселенской Патриархии стало причиной временного прекращения церковного общения между Константинопольским и Московским Патриархатами. Сложившаяся ситуация, а также постоянные апелляции со стороны украинских раскольников и государственных чиновников, ходатайствовавших за них, послужили Вселенскому Патриарху поводом для вмешательства в вопрос преодоления кризиса в украинском Православии. Последний в апреле 1996 г. заявил о своей готовности помочь УПЦ в получении независимости, даже без соответствующих прошений Церквей, а только лишь на основании личного обращения Президента Украины Л. Кучмы.

Это стало поводом к тому, что руководство украинских Церквей в Канаде и США, обнадеженное константинопольскими обещаниями, советовало украинскому правительству предпринять активные шаги по преодолению раскола, первым из которых должно стать официальное письмо Л. Кучмы к Вселенскому Патриарху.

Однако в 1997 г. напряжение между Константинополем и Москвой, вызванное эстонским вопросом, спало. Это послужило тому, что на состоявшейся в сентябре месяце встрече Патриархов в Одессе Святейший Варфоломей подтвердил, что раскол украинского Православия является внутрицерковным вопросом Московского Патриархата. Ведь как бы ни называли себя раскольники, они до сих пор остаются в юрисдикции Московского Патриархата, в состоянии запрещения, поскольку не были приняты ни в какую другую каноническую юрисдикцию. Положение раскольнических группировок сравнимо с положением отсохшей ветки, опавшей с дерева, но остающейся под сенью его кроны.

В феврале 2000 г. умер глава УАПЦ Димитрий (Ярема). Согласно его завещанию, обязанности главы УАПЦ должны были перейти к принятому в 1995 г. в юрисдикцию Константинополя митрополиту Иринупольскому Константину (Баган) из УПЦ в США. Осуществление на практике такого шага означало бы переход УАПЦ под омофор Константинопольской Патриархии. Свою озабоченность таким ходом событий высказала на переговорах в Женеве 28-29 марта 2000 г. делегация РПЦ. Она предупредила Константинопольский Патриархат, что возможные лишенные канонического основания меры Константинополя по принятию в свою юрисдикцию раскольников в Украине неизбежно повлекут за собой возмущение со стороны верующих канонической юрисдикции УПЦ.

Во время переговоров представителей Московского и Константинопольского Патриархатов (июнь 2000 г., Цюрих) представители Константинопольского Патриархата предложили провести переговоры с участием представителей УПЦ, раскольнических группировок, а также представителей государственных структур Украины.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой Константинополь и Москва заняли относительно переговорного процесса разные позиции. Если Константинопольская Патриархия считает приемлемым активное участие украинских властей в разрешении церковного украинского вопроса, то Московская Патриархия стоит на позиции, что это вопрос внутрицерковный, а поэтому и разрешиться должен без влияния извне.

1 июня 2000 г. состоялись переговоры делегации правительства Украины во главе с вице-премьером М. Жулинским с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Жулинский передал устное приветствие от Президента Украины, просил Патриарха Варфоломея оказать содействие украинскому Православию в объединении и получении им автокефалии. Святейший Варфоломей ответил, что Вселенская Патриархия однозначно заинтересована в скорейшем получении украинским Православием канонической автокефалии, которую может дать только "материнская Церковь – Вселенский Патриархат; Московский Патриархат, – сказал он, – такого права не имеет". В подтверждение своего тезиса Варфоломей напомнил, что Православная Церковь Америки, получившая статус автокефалии от РПЦ в 1970 г., Константинополем в этом статусе не признана. В такой же ситуации находится и Автономная Церковь Японии. Это напоминание лишний раз подчеркнуло, что в православном мире нет определенного механизма получения автокефалии или автономии той или иной Церковью. Украинское Православие также стало перед этой проблемой. На этом же позже акцентировал внимание и Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ.

Вселенская Патриархия условием дарования автокефалии ставит объединение всех трех течений в украинском Православии. Отдельно какому-либо из них или же структуре, созданной путем объединения двух из них, автокефалия дарована быть не может, и с этим согласны все канонические стороны, участвующие в диалоге. Константинополь не видит другого пути достижения этой цели, кроме продолжения переговоров с Московским Патриархатом по этому вопросу.

Исходя из того, что именем и участием в переговорном процессе Святейшего Константинопольского Патриарха спекулируют инициаторы, исполнители и руководители раскола и их окружение, Юбилейный Архиерейский Собор УПЦ просил Патриарха Варфоломея не вмешиваться в религиозный конфликт в Украине, поскольку это не только углубляет существующий раскол, но и может привести к новым разделениям. Собор отметил, что "Попытки силовым методом штучно объединить каноническую Церковь с раскольническими группировками без их покаяния или другое изменение устоя церковной жизни без надлежащих к тому условий приведет к тому, что епархии юга, востока и центра Украины отойдут под прямую юрисдикцию Русской Православной Церкви".

Несмотря на это, Константинополь продолжает принимать активное участие в разрешении украинского межправославного конфликта путем ведения переговорного процесса, тем самым обнадеживая раскольников на скорое их признание. Раскольничье руководство, используя сам факт ведения переговоров, дезинформирует как свою "паству", так и широкую общественность, вкладывая в уста той или иной стороны откровенно лживые высказывания.

Так, на проведенной в Киеве 6 ноября 2001 г. совместной с Филаретом пресс-конференции депутат Верховного Совета П. Мовчан заявил, что есть заверение Вселенского Патриарха о скором каноническом признании Киевского Патриархата. Сказанное на пресс-конференции поставило в неловкое положение Константинопольскую Патриархию и заставило ее заявить, что "Святейший Вселенский патриарх Варфоломей категорически опровергает то, что было заявлено депутатом Украинского Парламента г. П. Мовчаном, что якобы Святейший Патриарх Варфоломей заверил П. Мовчана и бывших с ним, что до начала следующего (2002) года Украинской Церкви будет предоставлена автокефалия, а группа "патриарха" Филарета будет признана как каноническая…"

На последней встрече, которая состоялась в Ялте 18-20 апреля 2002 г., в отношении существующих в Украине расколов было отмечено, что решение этой проблемы должно основываться на священных канонах Церкви, применяемых в духе евангельской любви. По мнению генерального секретаря Священного Синода Константинопольского Патриархата митрополита Филадельфийского Мелитона, необходимым условием уврачевания раскола является покаяние со стороны раскольников.

* * *

Таким образом, к настоящему времени консультативные встречи представителей Вселенского и Московского Патриархатов, встречи представителей УПЦ и раскольничьих группировок, а также прошедшие Архиерейские Соборы выяснили отличия в позициях сторон относительно основ переговоров и объединения.

Украинская Православная Церковь стоит на позиции ведения переговоров на богословском уровне в канонических рамках. Она отвергает форсирование объединения инспирированного политическими силами. Эту же позицию разделяет и УАПЦ. В отличие от них, УПЦ КП стремится вести переговоры во внедогматической и, скорее всего, политической плоскости. Диалог же в разных плоскостях делается практически невозможным».

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl+Enter або Надіслати помилку, щоб повідомити про це редакцію.
Якщо Ви виявили помилку в тексті, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter або цю кнопку Якщо Ви виявили помилку в тексті, виділіть її мишкою і натисніть цю кнопку Виділений текст занадто довгий!
Читайте також